Каждый из родителей, провожая своего ребёнка в первый класс, надеется на то, что он будет учиться успешно. Если же эти надежды не оправдываются, то причину неудач обычно начинают искать непосредственно в школе: в условиях обучения ребёнка, в отношении к нему учителя, в «неудачных» одноклассниках и т. п. Мысль родителей при этом, как правило уже не возвращается к дошкольному возрасту, хотя именно там чаще всего и бывают запрограммированы возникающие школьные проблемы. И одной из важнейших причин возникновения этих проблем является отставание ребёнка в речевом развитии. Такое отставание может проявляться в бедности словарного запаса, в неточном понимании значений многих слов, в неумении грамматически правильно соединять слова между собой, в дефектах звукопроизношения, выражающихся в полном отсутствии некоторых звуков в речи ребёнка или в заменах одних речевых звуков другими и пр. К сожалению, эти признаки речевого недоразвития ребёнка-дошкольника чаще всего не привлекают к себе внимания неспециалистов, поскольку и при наличии таких отклонений ребёнок всё же имеет возможность достаточно свободно пользоваться речью.
Однако в период школьного обучения, когда к речи начинают предъявляться гораздо более высокие требования, ребёнок с недостаточным уровнем речевого развития оказывается в очень сложном положении. В частности, ребёнку с бедным словарным запасом бывает просто не из чего подбирать проверочные слова при изучении грамматических правил. Например, дети не улавливают смыслового различия между такими словами, как «лес» и «лиса», «горит» и «гора», «стол» и «сталь», следовательно неправильно подбирают проверочные слова и допускают ошибки на письме. Корни таких трудностей надо искать не в характере школьного обучения, а в недостаточной сформированности речи ребёнка в период его дошкольного развития.
Что делать, если
- ребёнок испытывает стойкие трудности в овладении чтением и/ или письмом?
- ребёнок ещё имеет проблемы со звукопроизношением?
- не может грамотно и чётко сформулировать свою мысль?
- испытывает стойкие трудности в овладении какими-либо школьными умениями и навыками?
Следует обратиться за помощью к учителю-дефектологу.
Консультацию учителя-дефектолога можно получить:
- в пункте коррекционно-педагогической помощи гимназии № 20 г. Минска (кабинет находится возле ПРИЁМНОЙ в главном корпусе гимназии)
- в Центре коррекционно-развивающего обучения и реабилитации Фрунзенского района г. Минска (ул. Бирюзова, 21, тел.(017) 204-31-30)