рекомендованный для размещения в локальной сети гимназии № 20
на основании Приложения к постановлению Министерства образования Республики Беларусь от 26 февраля 2008 г. № 16 ”Об утверждении перечней средств обучения, учебного оборудования для общеобразовательных учреждений и специальных учреждений образования“
БЕЛОРУССКИЙ И РУССКИЙ ЯЗЫКИ. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | |
Иллюстрации | к произведениям классиков литературы и народного творчества |
на тему «Родная природа» | |
Рисунки, сюжетные картинки | "Образцы отдельных букв и отдельных элементов букв" |
"Образцы сложных соединений букв" | |
для работы по развитию связной речи | |
"Азбука в рисунках" | |
Рисунки и тексты | для словарных и логических упражнений |
Портреты | писателей |
Таблицы | «Алфавит печатных букв» |
«Алфавит прописных букв» | |
наборов печатных и прописных слогов | |
написания больших и малых букв, их соединений | |
по обучению грамоте | |
Грамматика и орфография | |
Схемы для слого-звукового и графического анализа слов | |
"Правильно сиди при письме", "Правильно пиши, держи ручку","Гимнастика для глаз" | |
Звукозаписи | Инсценировки сказок |
учебных текстов и литературных произведений из круга детского чтения | |
Занимательная азбука (по произведениям С. Маршака, В. Степанова, Б. Заходера, А. Шибаева, Г. Ванюхиной; по материалам "Занимательное азбуковедение" и "Учись играя" В. Волиной) | |
Литературно-музыкальная шкатулка, 1-2 кл.; 3-4 кл. | |
Фонохрестоматия | к книге «Букварь» и к книгам по литературному чтению |
Учебные материалы | по обучению грамоте |
«Времена года» в литературных, изобразительных и музыкальных произведениях | |
О писателях и поэтах, изучаемых в начальной школе |
МАТЕМАТИКА. НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА | |
Рисунки | числовых фигур, цифр с предметами |
математических знаков | |
«Нумерация цифр от 1 до 20 » | |
предметов для устного счета | |
"Разрядный состав числа" | |
предметов для сравнения по размерам (больше - меньше; выше - ниже; длиннее - короче); форме (круглый, квадратный, треугольный, прямоугольный); цвету | |
предметов для сравнения по количеству (больше, меньше, столько же, больше (меньше) на, больше ( меньше ) в несколько раз) | |
с различным расположением предметов для развития пространственных представлений (сверху, снизу, выше, ниже,слева, справа, левее,правее, перед, за, между, рядом) | |
с различным расположением предметов для развития временных представлений (сначала, потом, раньше, позже, до, после) | |
предметов для введения понятий: "множество", "образование множества", "классификация" и "упорядочение" предметов множества по определенному свойству, по одному и двум свойствам) | |
Метрические меры. Единицы длины, времени, массы, площади. Примеры действий (измерения с помощью выбранной единицы, алгоритм действий при выборе единицы измерений,построениях и сравнениях) | |
Табличное умножение и деление. Примеры по раскрытию смысла этих арифметических действий (замена суммы одинаковых слагаемых произведением и обратная задача, варианты применения переместительного закона) | |
геометрических фигур (прямой, отрезка, луча, разных (по углам, сторонам) треугольников, квадрата, прямоугольника, круга, окружности, куба, призмы, цилиндра, конуса, шара) | |
Решение задач на сложение и вычитание (нахождение суммы и разности, уменьшение и увеличение числа, разностное сравнение, нахождение неизвестных) | |
Решение задач на умножение и деление. Алгоритм решения задач на нахождение доли числа | |
Решение задач на все арифметические действия (простых, составных, обратных, текстовых на движение и других типов) | |
Учебные материалы | Сложение и вычитание. Задачи на сложение и вычитание в пределах 10, 20, 100, 1000, 1 000 000 |
Умножение и деление. Задачи на умножение и деление | |
Множества. Классификация и упорядочение предметов в множествах. Цвет и форма предметов. Сравнение предметов и групп предметов | |
Измерения. Единицы измерений. Длина (отрезка, ломаной, периметра многоугольников); время (единицы измерения времени (век, год, час, секунда) и соотношения между ними); масса (единицы измерения массы и соотношения между ними); площадь (единицы измерений и соотношения между ними) | |
Геометрические фигуры (точка, линия, прямая, кривая, ломаная, отрезок, треугольник, квадрат, прямоугольник и другие многоугольники) | |
Геометрические фигуры (круг, окружность, куб, призма, пирамида, цилиндр, конус, шар) | |
Форма предметов и геометрических фигур | |
Решение задач на движение | |
Занимательные логические задания | |
Математические ребусы | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
Игровые компьютерные программы | по разделам предмета |
ЧЕЛОВЕК И МИР | |
Карта Беларуси | физическая |
административная | |
Растительный и животный мир | |
Портреты | исторических и государственных деятелей Беларуси |
Альбомы | "Времена года в произведениях изобразительного искусства" |
"Заповедники и Национальные парки Республики Беларусь" | |
Таблицы | Добрый день, школа! |
Природа и мы | |
Домашние и дикие животные | |
Организм человека | |
Внешние и внутренние органы | |
Работа нервов и мозга | |
Органы чувств | |
Охрана здоровья человека | |
Приемы оказания первой помощи в случаях нарушения здоровья | |
Серия таблиц | по правилам пожарной безопасности |
по правилам дорожного движения | |
по правилам личной гигиены | |
по радиационной гигиене | |
по правилам поведения | |
по правилам жизнедеятельности | |
Учебные материалы по содержательному блоку "Мая Радзiма - Беларусь" | Государственные символы Беларуси |
Исторические памятники материальной культуры наших предков | |
Памятники архитектуры | |
«Памятнікі гісторыі і культуры роднай Беларусі» | |
Предметы быта, исторические и сюжетные картины жизни народа в разные эпохи | |
"Мая Радзіма - Беларусь" | |
Звукозаписи | Голоса птиц в природе |
Учебные материалы по содержательному блоку "Мая Радзiма - Беларусь" | Великие люди Беларуси |
Географические и исторические сведения о прошлом нашей Родины | |
Мифы, сказания, летописи и древние литературные произведения | |
Первые люди на белорусской земле. Древние города | |
Места памятных и исторических событий | |
Зодчество Беларуси. Беларусь - страна замков | |
Белорусская икона. Белорусская книжная гравюра | |
Водные богатства Беларуси | |
Земельные богатства Беларуси, ее полезные ископаемые | |
Предметы быта жителей Беларуси в разные эпохи | |
Беларусь - страна мастеров и искусств | |
Славные деятели науки и культуры Беларуси | |
Беларусь в годы военных испытаний | |
Народное хозяйство современной Беларуси | |
Минск - столица нашей Родины | |
Учебные материалы по разделу "Природа и человек" | Дивный мир животных и растений |
Картины белорусской природы | |
Беловежская пуща. Березинский заповедник | |
Разнообразие растительного и животного мира Беларуси | |
Красная книга (животные) | |
Красная книга (растения) | |
Растительный и животный мир лесов Беларуси | |
Растительный и животный мир лугов Беларуси | |
Растительный и животный мир полей Беларуси | |
Растительный и животный мир болот Беларуси | |
Растительный и животный мир водоёмов Беларуси | |
Растительный и животный мир экваториального леса | |
Растительный и животный мир саванн | |
Сезонные изменения в жизни растений | |
Ядовитые грибы и ягоды | |
«Как человек преобразует природу» | |
Сохраним природу | |
Учебные материалы по разделу "Человек и общество" | Я и моя семья |
Как появились фамилии | |
«Человек среди людей: семья, школа, друзья» | |
Индивидуальные и коллективные дела | |
Этика отношений в обществе | |
Личная и общественная гигиена | |
Наши добрые дела | |
О труде людей в разные времена года | |
Народные и государственные праздники | |
Учебные материалы по разделу "Человек и его здоровье" | Человек - часть живой природы. Организм человека |
Охрана здоровья и режим дня школьника | |
Охрана здоровья. Первая помощь в различных случаях нарушения здоровья | |
Азбука поведения | |
Здоровый образ жизни | |
Вода, которую мы пьем. Воздух, которым мы дышим | |
Правильно ли мы питаемся? Режим питания | |
Радиация и здоровье человека |
БЕЛАРУСКАЯ МОВА | |
Партрэты | беларускіх лінгвістаў |
Ілюстрацыі | для ўрокаў развіцця мовы |
Табліцы | «Узоры дзелавых папер» |
Апорныя сігналы | |
Схемы | фанетычнага разбору |
арфаграфічнага разбору | |
словаўтваральнага разбору | |
марфемнага разбору | |
марфалагічнага разбору | |
сінтаксічнага разбору | |
пунктуацыйнага разбору | |
Школьныя слоўнікі беларускай мовы | Рэкамендуюцца наступныя тыпы лінгвістычных слоўнікаў: тлумачальны, замежных слоў, сінонімаў, антонімаў, фразеалагічны, арфаэпічны, марфемны, словастваральны, этымалагічны, слоўнікі цяжкасцей беларускай мовы |
Дапаможнікі | Зборнікі пазнавальных заданняў, кантрольна-вымяральныя матэрыялы па асобных тэмах прадмета |
Гукавы дапаможнік | па арфаэпіі і лексіцы |
Гуказапісы | для ўрокаў развіцця мовы 5-10 кл. |
Вучэбныя матэрыялы | Бедзьце ветлiвы |
З жыцця слова | |
Чаму мы так гаворым? | |
Культура моўных зносiн | |
Вучэбныя матэрыялы | Спосабы ўтварэння слоў |
Правапіс складаных слоў | |
Правапіс складанаскарочаных слоў і абрэвіятур | |
Знакі прыпынку | |
Схемы графічнай будовы сказаў розных канструкцый | |
для работы па лексіцы | |
па словаўтварэнню | |
па арфаграфіі | |
па марфалогіі | |
па сінтаксісу | |
для работы над апавяданнем і апісаннем | |
для работы над казкай | |
Мнагазначныя і адназначныя словы | |
Запазычаныя словы | |
Апісанне абсталявання | |
Апавяданне аб пачутым | |
Жанравая пабудова твораў | |
Сродкі сувязі паміж сказамі ў тэксце | |
ўключаюць комплекс інфармацыйна-даведачных матэрыялаў (тэматычныя базы дадзеных, табліцы, схемы, ілюстрацыі, аўдыё - відэаматэрыялы), аб'яднаных адзінай сістэмай навігацыі | |
Электронныя бібліятэкі | па раздзелах прадмета |
Ігравыя камп'ютэрныя праграмы |
БЕЛАРУСКАЯ ЛІТАРАТУРА | |
Партрэты | беларускiх пiсьменнiкаў (згодна з праграмай) |
беларускiх асветнiкаў | |
Рэпрадукцыі твораў мастакоў | да беларускіх міфаў, легенд, казак |
А. Александровіча, А. Навіцкага, Ю. Зайцава, В. Валынца, У. Гладковіча і інш. | |
Г. Вашчанка. «Маё Палессе» | |
Г. Вашчанка. «М. Багдановіч» | |
М. Савіцкі «Лічбы на сэрцы» | |
М. Савіцкі. «Партызанская мадонна» | |
В. Вярсоцкі. «Возера Нарач» | |
М. Слянчук. Ілюстрацыі да кнігі А. Лойкі «Як агонь, як вада» | |
Карта-схема | Рэспублікі Беларусь (з літаратурнымі аб'ектамі) |
Гуказапісы | І.Лучанок.Кантата "Курган"(паводле Я.Купалы) |
Песня М.Чуркіна "Ручэй" на тэкст верша Я.Коласа | |
Г.Вагнер.Сімфанічная паэма "Вечна жывыя" | |
Ю.Семеняка.Опера "Зорка Венера" | |
|
І.Лучанок. "Вераніка" |
Песні на вершы Я Купалы: "Поле", "Лён", песня-легенда "Гусляр" | |
Фрагменты з вакальнага цыклу П.Падкавырава "Партызаны" (словы Я. Купалы, М.Танка, П.Панчанкі) | |
мастацкіх твораў для ўрокаў па выразным чытанні | |
Вучэбныя матэрыялы | Роднае слова. Выразнасць мастацкага слова |
Мой род. Родная земля. Народ. | |
Фальклор і літаратура | |
Лірычныя жанры | |
Драматычныя жанры | |
Прыгоды і падарожжы | |
Гістарычная тэма | |
Ваенная тэма | |
Экалагічная тэма | |
Фантастыка | |
Ля вытокаў прыгожага пісьменства | |
З літаратуры Сярэднявечча | |
З літаратуры эпохі Адраджэння | |
З літаратуры Асветніцства і рамантызма | |
Беларуская літаратура першай паловы ХХ ст. | |
Беларуская літаратура другой паловы ХХ ст. | |
«Янка Купала: жыцце i творчасць» | |
«Максім Багдановіч: жыццё і творчасць» | |
«М. Гарэцкі: жыццё і творчасць» | |
«Кузьма Чорны: жыццё і творчасць» | |
«Максім Танк: жыццё і творчасць» | |
«Аркадзь Куляшоў: жыццё і творчасць» | |
«Іван Мележ: жыццё і творчасць» | |
«Міхась Лынькоў: жыццё і творчасць» | |
«Кандрат Крапіва: жыццё і творчасць» | |
«Андрэй Макаёнак: жыццё і творчасць» | |
«Іван Шамякін: жыццё і творчасць» | |
«Янка Брыль: жыццё і творчасць» | |
«Пімен Панчанка: жыццё і творчасць» | |
«Васіль Быкаў: жыццё і творчасць» | |
«Уладзімір Караткевіч: жыццё і творчасць» | |
Батлейка | |
Музей Якуба Коласа | |
Музей Янкi Купалы | |
Музей гiсторыi беларускай лiтаратуры | |
«Францыск Скарына» | |
Мультымедыйныя навучальныя праграмы | для самаадукацыі вучняў |
Матэрыялы | для саматэсціравання |
РУССКИЙ ЯЗЫК | |
Портреты | русских и белорусских лингвистов |
Репродукции картин | для развития речи |
Таблицы | «Образцы деловых бумаг» |
Опорные сигналы | |
Схемы | фонетического разбора |
орфографического разбора | |
словообразующего разбора | |
морфемного разбора | |
морфологического разбора | |
синтаксического разбора | |
пунктуационного разбора | |
Школьные словари русского языка | толковый, иностранных слов, синонимов, антонимов, фразеологический, орфоэпический, морфемный, словообразующий, этимологический, словарь трудностей русского языка |
Пособия | Сборники познавательных заданий, контрольно-проверочные материалы по отдельным темам предмета |
Звуковое пособие | по орфоэпии и лексике |
Звукозаписи | для уроков развития речи 5-9 кл. |
Учебные материалы | Способы образования слов |
Правописание сложных слов | |
Правописание сложносокращенных слов и аббревиатур | |
Знаки препинания | |
Схемы графического построения предложений различных конструкций | |
для работы по фонетике и графике | |
для работы по лексике | |
по словообразованию и составу слова | |
по орфографии | |
по морфологии | |
по синтаксису | |
для работа над типами речи (описанием, рассуждением, повествованием) | |
для работы над жанрами речи (сказкой, басней, рассказом, конспектом, путевыми заметками) | |
для работы над стилями речи | |
Будьте вежливы | |
Многозначные и однозначные слова | |
Заимствованные слова | |
Из жизни слова | |
Почему мы так говорим? | |
Средства связи между предложениями в тексте | |
Описание обстановки | |
Рассказ (об услышанном и увиденном, по воображению) | |
Жанровое построение произведения | |
Культура языковых отношений | |
Берегите книгу | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
Игровые компьютерные программы | (по разделам курса) |
Изобразительный материал | для уроков развития связной речи, 5-9 кл. |
Таблицы | подвижные по словообразованию и орфографии, 5-9 кл. |
Опорные таблицы и схемы | |
Материалы для упражнений | к разделу «Синтаксис и пунктуация» |
к разделам"Фонетика"," Графика" | |
к разделам "Лексика","Состав слова" | |
к разделу «Существительное» | |
к разделу «Прилагательное» | |
к разделу «Местоимение» | |
к разделу «Числительное» | |
к разделам «Глагол»,"Причастие", «Деепричастие» | |
к разделу «Наречие» | |
к разделам "Служебные части речи" | |
Карточки | по разделу "Пунктуация" |
для индивидуальной работы в 5-9 кл. | |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА |
|
Учебные пособия | по литературе 5-11 кл. |
Портреты | русских и зарубежных писателей |
Звукозаписи | для дополнительного внеклассного чтения учащихся 5-9 кл. (фрагменты из произведений русской и зарубежной литературы) |
Фонохрестоматия | по русской литературе |
по зарубежной литературе | |
«Поэзия и проза Великой Отечественной войны» | |
«Русский фольклор» | |
Учебные материалы | Античная литература |
Литература эпохи Возрождения | |
Русский классицизм | |
Литература эпохи Просвещения | |
Литература XIX в. Романтизм | |
От романтизма к реализму | |
Серебряный век русской поэзии | |
Возвращенные имена в литературе | |
Из истории литературы средних веков («Тристан и Изольда», «Песнь о Роланде») | |
От античного времени к современности | |
Устное народное творчество и литература | |
Великий датский сказочник Г. Х. Андерсен | |
Литература первой половины ХХ века | |
Великая Отечественная война в русской литературе | |
Поэты ХХ века | |
Литература второй половины ХХ века | |
Зарубежная литература | |
Фантастика. Мир приключений | |
Русские писатели и поэты о родной природе | |
Писатели о детстве | |
Историческое прошлое в литературных произведениях | |
Драматические произведения | |
А.С.Пушкин. Жизнь и творчество | |
М.Ю.Лермонтов. Жизнь и творчество | |
Н.В.Гоголь. Жизнь и творчество | |
И.С.Тургенев. Жизнь и творчество | |
Н.А.Некрасов. Жизнь и творчество | |
Л.Н. Толстой. Жизнь и творчество | |
А.П.Чехов. Жизнь и творчество | |
В.А.Короленко. Жизнь и творчество | |
К.Г.Паустовский. Жизнь и творчество | |
Творчество М.Горького | |
Творчество Ф.М.Достоевского | |
В.Маяковский и его творчество | |
Театр А. Островского | |
М. Шолохов. Жизнь и творчество | |
В. Шукшин. Творческий портрет | |
Творчество А. Т. Твардовского | |
Творчество М. Е. Салтыкова-Щедрина | |
Н. М. Карамзин и его повесть «Бедная Лиза» | |
В. Г. Короленко «Дети подземелья» | |
А. Грин «Алые паруса» | |
А. Куприн "Гранатовый браслет" | |
Роман Л. Н. Толстого «Война и мир» | |
Читаем Гомера | |
Гете «Фауст» | |
Шекспир и его трагедия «Гамлет» | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
Игровые компьютерные программы | (по разделам курса) |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
ИНОСТРАННЫЕ ЯЗЫКИ |
|
Карты | мира политическая на изучаемом языке |
стран изучаемого языка (политико-административная, физическая) | |
Республики Беларусь (политико-административная, физическая) на изучаемом языке | |
Комплекты | сюжетных картинок по развитию речи |
плакатов достопримечательности стран изучаемого языка | |
Портреты | знаменитых людей стран изучаемого языка |
по грамматике для 3-11кл. | |
Звукозаписи | к УМК (3-4 кл.) |
к УМК (5-9 кл.) | |
к УМК (10-11 кл.) | |
Учебные материалы | для развития устной речи, 3-9 кл. |
Страны изучаемого языка | |
Республика Беларусь (на изучаемом языке) | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам учебной программы |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность организации системы контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
Игровые компьютерные программы | по разделам учебной программы |
Карточки | для развития устной речи, 3-4 кл. |
для развития устной речи, 5-9 кл. | |
Раздаточный материал | по грамматике 3-4 кл. |
по грамматике 5-9 кл. | |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
МАТЕМАТИКА |
|
Портреты | известных ученых-математиков |
Таблицы | по математике |
Числа и вычисления | Числа (натуральные, положительные и отрицательные, рациональные и иррациональные, логарифм числа ) и действия над ними. Обыкновенные и десятичные дроби (свойства, вычисления и преобразования) |
Выражения и их преобразования | Целые и рациональные выражения (формула, тождество, одночлен и многочлен, формулы сокращенного умножения). Тождественные преобразования выражений (тригонометрических; выражений, содержащих степень с рациональным показателем и логарифмы) |
Уравнения и неравенства | (Линейные, квадратные, уравнения старших степеней; системы с одной и двумя переменными и их геометрическая интерпретация; тригонометрические, показательные и логарифмические) |
Координаты и функции | Диаграммы. Функции, их свойства и графики. Производная функции, ее механический и геометрический смысл, применение к решению задач. Последовательности, прогрессии |
Геометрические фигуры и их свойства | (Основные понятия, признаки, свойства для углов, окружности, круга, треугольников и многоугольников, прямых и плоскостей, многогранников и тел вращения) |
Геометрические величины | Единицы измерения и формулы для длины, периметра, площади и объема геометрических фигур. Расстояние от точки до плоскости, между параллельными прямыми и параллельными плоскостями. Угол между прямыми, прямой и плоскостью, плоскостями |
Геометрические построения | Пропорциональное деление. Построение геометрических фигур с помощью угольника, транспортира, линейки и циркуля. Сечения многогранников плоскостями |
Текстовая задача | Разновидность задач, способы их решения и проверка решений. Логические задачи. Текстовая задача с геометрическим содержанием ("Геометрия на клетчатой бумаге", "Геометрия в пространстве") |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Алгебра | |
Планиметрия | |
Стереометрия | |
Открытая математика. Планиметрия | |
Открытая математика. Стереометрия | |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | |
Игровые компьютерные программы | по разделам предмета |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
ИНФОРМАТИКА |
|
Таблицы, схемы, диаграммы и графики в электронном виде | Виды информации |
Информационные ресурсы | |
Информационные процессы | |
Состав персонального компьютера | |
Основные алгоритмические конструкции | |
Представление информации в компьютере | |
Единицы измерения информации | |
Классификация программного обеспечения | |
Виды моделей | |
Энциклопедии, справочники | |
Программы для обучения, тестирования, моделирования | Демонстрационные программы. Развивающие и интеллектуальные игры |
Учебно-методические пособия в электронном виде |
ЧЕЛОВЕК И МИР, 5 класс; БИОЛОГИЯ, 6 класс | ||
Портреты | исторических деятелей Беларуси | |
деятелей культуры Беларуси | ||
исторических деятелей и деятелей культуры по курсу ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ | ||
Аудиовизуальные | ||
История Беларуси | ||
Первобытнообщинный строй на территории Беларуси | ||
Древние города Беларуси | ||
Мифы белорусов | ||
Полоцкое княжество в ІX–XІ вв. | ||
Брестское княжество в XІІ–XІІІ вв. | ||
Культура и церковь в Беларуси XVІ–XVІІ вв. | ||
Ф. Скорина | ||
Софийский собор в Полоцке | ||
Мирский замок | ||
Коложская церковь | ||
Лидский замок | ||
Несвижский замок | ||
Белая вежа в Каменце | ||
Новогрудский замок | ||
Спасо-Евфросиньевская церковь | ||
Троицкое предместье | ||
Беларусь в период Первой мировой войны | ||
Массовая борьба против фашистских захватчиков в Беларуси в годы Великой Отечественной войны | ||
Освобождение Беларуси от немецко-фашистских захватчиков | ||
Мемориальные комплексы: «Хатынь»,«Курган Славы», «Брестская крепость-герой» | ||
Площадь Победы в Минске | ||
Всемирная история | ||
Олимпийские игры в Древней Греции | ||
Первые буржуазные революции нового мира | ||
Отечественная война 1812 г. | ||
Афинский раб | ||
Путешествия Одиссея | ||
Войны Рима с Карфагеном | ||
Великая Отечественная война (1941 - 1945гг.) | ||
Великое княжество Литовское | ||
Великая Французская буржуазная революция | ||
Великие географические открытия | ||
Гарибальди и объединение Италии | ||
Греко-персидские войны | ||
Жанна Д'Арк – народная героиня Франции | ||
Киевская Русь | ||
Легенды и мифы древних греков | ||
Легенды и мифы древних римлян | ||
Могущество и упадок Египетского государства в древности | ||
Сказания о Троянской войне | ||
Падение Западной Римской империи | ||
Восстание Спартака | ||
Походы Александра Македонского | ||
Поэма Гомера «Илиада» | ||
Передняя Азия в древности | ||
Становление советского государства | ||
Древнейшие государства Двуречья | ||
В древнем Вавилоне | ||
В средневековой школе | ||
В средневековом городе | ||
В средневековом университете | ||
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам | |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) | |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации | |
Игровые компьютерные программы | по разделам курсов | |
Атласы | по истории Беларуси | |
по всемирной истории | ||
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников | |
Материалы |
для самотестирования |
ОБЩЕСТВОВЕДЕНИЕ |
|
Таблицы | по разделу «Человек и общество» |
Аудиовизуальные | Политические системы современности |
Внутренний мир личности | |
Человек и природа | |
Человек и космос | |
Человек в системе рыночных отношений | |
Социальная структура общества | |
Культура как мир человека | |
Религия в современном мире | |
Современная цивилизация, её достижения и проблемы | |
Основной закон Республики Беларусь | |
Особенности становления гражданского общества в Республике Беларусь | |
Приватизация собственности в Республике Беларусь | |
Служба занятости Беларуси | |
Развитие малого бизнеса в Беларуси | |
Защита прав потребителей в Республике Беларусь | |
Структура белорусской экономики и стратегия ее реформирования в ХХ1в. | |
Взаимовлияние восточного и западного христианства в Беларуси | |
Пути интеграции национальной системы образования Беларуси | |
Белорусский и русский языки - государственные языки Республики Беларусь | |
Общность национальных интересов и особенности менталитета белорусов | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля). |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации. |
Игровые компьютерные программы | по разделам учебного предмета |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
ГЕОГРАФИЯ |
|
Портреты | "Путешественники и исследователи мира" |
«Учёные-географы» | |
Плакаты | Агропромышленный комплекс |
Типы воздушных масс и их динамика | |
Большой круговорот воды | |
Таблицы | |
Природные зоны суши | |
Воды суши | |
Основные зональные типы почв земного шара | |
Животный мир материков | |
Типы климата земного шара | |
Календарь наблюдения за погодой | |
План и карта | |
Аудиовизуальные | |
Типы воздушных масс и их динамика | |
Большой круговорот воды | |
География Мирового океана | |
Гидросфера | |
Литосфера | |
Атмосфера | |
Биосфера | |
Освоение Земли человеком | |
Изменения гор и равнин | |
Землетрясения, вулканы, гейзеры | |
Формирование рельефа суши | |
Составление плана местности | |
Географическая оболочка, её закономерности | |
Градусная сетка, определение широты и долготы | |
Образование вулкана | |
Образование подземных вод | |
Относительная и абсолютная высота | |
Перемещения областей высокого и низкого давления по порам года | |
Тепловые и климатические пояса, воздушные массы | |
Речная система и речной бассейн | |
Солнечная радиация и радиационный баланс | |
Африка (общий обзор) | |
Австралия (общий обзор) | |
Евразия (общий обзор) | |
Страны Южной и Юго-Восточной Азии | |
Страны Юго-Западной Азии | |
Индия | |
Китай | |
Северная Америка (общий обзор) | |
Соединённые Штаты Америки | |
Канада | |
Куба | |
Страны Латинской Америки | |
Природные условия и природные ресурсы России | |
География Беларуси | |
Географические ландшафты Беларуси | |
Климат Беларуси | |
Население Беларуси | |
Городские и сельские поселения Беларуси | |
Беларусь - страна в центре Европы | |
Общая характеристика хозяйства Беларуси | |
Транспорт Беларуси | |
Брестская область | |
Гомельская область | |
Гродненская область | |
Минская область | |
Могилёвская область | |
Минск – столица Беларуси | |
Белорусское Полесье | |
Озеро Нарочь | |
Заказники и заповедники Беларуси | |
Зоны отдыха и туризма в Беларуси | |
Животный мир Беларуси | |
Сельское хозяйство Беларуси | |
Геоэкологические проблемы Беларуси | |
Красная книга Беларуси | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
Игровые компьютерные программы | по разделам курсов |
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
Материалы | для самотестирования |
БИОЛОГИЯ |
||
7-й класс |
||
Портреты | Ученых-биологов | |
Таблицы | «Цикл развития мха» | |
«Цикл развития одноклеточных водорослей» | ||
«Цикл развития многоклеточных водорослей» | ||
«Цикл развития папоротника» | ||
«Цикл развития плауна» | ||
«Цикл развития сосны» | ||
«Цикл развития хвоща» | ||
«Цикл развития шляпочного гриба» | ||
«Строение растительной клетки» | ||
«Строение бактериальной клетки» | ||
«Зерновка пшеницы» | ||
«Клеточное строение корня» | ||
«Клеточное строение листа» | ||
«Клеточное строение стебля» | ||
Природные сообщества | ||
Развитие растительного и животного мира | ||
8-й класс |
||
Карты | Зоогеографическая карта мира | |
Природные зоны и биологические ресурсы | ||
Биосферные заповедники | ||
Таблицы | Заповедники Беларуси | |
Систематика животных | ||
Строение животных | ||
Разнообразие животного мира | ||
Уровни организации живой природы | ||
"Биология. Животные" | ||
"Основы экологии" | ||
"Археоптерикс" | ||
"Внутреннее строение брюхоногого моллюска" | ||
"Внутреннее строение дождевого червя" | ||
"Внутреннее строение жука" | ||
"Внутреннее строение лягушки" | ||
"Внутреннее строение рыбы" | ||
"Внутреннее строение ящерицы" | ||
"Внутреннее строение птицы" | ||
"Внутреннее строение собаки" | ||
9-й класс |
||
Таблицы | Размножение и развитие организма человека | |
Строение головного мозга человека | ||
Строение сердца человека | ||
Дыхательная система человека | ||
Железы эндокринной системы | ||
Лимфатическая система человека | ||
Почка человека | ||
Кожа человека | ||
Органы кровообращения | ||
Пищеварительная система | ||
Система органов выделения | ||
Органы дыхания млекопитающего | ||
Сагиттальный разрез головы человека | ||
Строение глаза | ||
Гортань и щитовидная железа | ||
Спинной мозг (поперечный и продольный разрезы) | ||
10-11-й классы |
||
Таблицы | Биосфера и человек | |
Строение клеток | ||
Деление клетки | ||
Законы Менделя | ||
Перекрест хромосом | ||
Размножение и развитие клетки | ||
Синтез белка | ||
Типовые биоценозы | ||
по общей биологии | ||
по курсу «Радиобиология» | ||
Охрана природных ресурсов | ||
"Уровни организации живой природы" | ||
"Экосистема - экологическая единица окружающей среды" | ||
7-й класс |
||
Модели | «Цветок картофеля» | |
«Цветок вишни» | ||
«Цветок гороха» | ||
«Цветок капусты» | ||
«Колос пшеницы» | ||
«Цветок сложноцветных» | ||
"Размножение шляпочного гриба" | ||
"Размножение мха" | ||
"Размножение одноклеточной зеленой водоросли" | ||
"Размножение папоротника" | ||
"Размножение сосны" | ||
"Классификация растений и животных" | ||
8-й класс |
||
Модели | "Строение черепа змеи" | |
«Строение яйца птицы» | ||
"Сердце млекопитающих" | ||
Скелет конечностей овцы | ||
Скелет конечностей лошади | ||
"Ланцетник" | ||
Развитие насекомых с полным и неполным превращением | ||
"Строение, размножение и разнообразие простейших" | ||
"Циклы развития печеночного сосальщика" | ||
"Разнообразие беспозвоночных" | ||
"Разнообразие позвоночных" | ||
"Устройство муравейника и пчелиного улья" | ||
"Сравнение строения и эволюция важнейших систем органов различных классов позвоночных животных" | ||
"Эволюция животного мира" | ||
"Экологические вопросы животного мира" | ||
мозга позвоночных животных | ||
9-й класс |
||
Модели объемные | Глаз человека | |
Ухо человека | ||
Строение зуба | ||
Большой и малый круги кровообращения | ||
Гортань человека | ||
Мозг человека | ||
Позвонки | ||
Развитие зародыша человека | ||
Почка | ||
Пищеварительная система человека | ||
Сердце | ||
Кожа человека | ||
Слуховые косточки | ||
Торс человека | ||
Череп человека | ||
Скелет человека | ||
Скелет кисти и ступни человека | ||
10-11-й классы |
||
Модели ДНК | ||
"Гаметогенез у млекопитающих и человека" | ||
"Генетика групп крови" | ||
"Деление клетки. Митоз и мейоз" | ||
"Моногибридное и дигибридное скрещивание" | ||
"Наследование резус-фактор" | ||
"Биосинтез белка" | ||
"Удвоение ДНК и транскрипция | ||
"Неполное доминирование и проявление новых признаков при взаимодействии генов" | ||
"Основные направления эволюции" | ||
Размножение и развитие хордовых | ||
Аудиовизуальные | ||
Развитие растительного мира на Земле | ||
Инструкция по постановке опытов и проведению наблюдений на учебно-опытном участке | ||
Вегетативные органы цветковых растений | ||
Размножение цветковых растений | ||
Достижения ученых в создании новых сортов растений | ||
Биологические основы посева семян и выращивания растений | ||
Лекарственные растения | ||
Характерные особенности цветков различных семейств | ||
Растительные сообщества. Взаимосвязь растений в сообществах | ||
Влияние человека на растительные сообщества и их видовое разнообразие | ||
Живут такие растения (необыкновенные растения, растения - хищники) | ||
Сезонные явления и изменения в жизни растений | ||
Образование органических веществ в растениях. Фотосинтез | ||
Охрана растений | ||
Человек и его профессия (специалисты растениеводства) | ||
Красная книга Беларуси | ||
Голоса птиц в природе | ||
Голоса животных в природе | ||
Отряды: яйцекладущие и сумчатые | ||
Отряды: грызуны и зайцеобразные | ||
Отряды: насекомоядные и рукокрылые | ||
Отряды: чешуекрылые и двукрылые | ||
Отряды: парнокопытные и непарнокопытные | ||
Важнейшие отряды рыб. Значение рыб и охрана рыбного богатства | ||
Жуки, муравьи, наездники | ||
Особенности поведения млекопитающих | ||
Наблюдения за животными (материал для летних заданий) | ||
Охрана животных | ||
Биология птиц. Роль птиц в природе | ||
Меры борьбы с возбудителями опасных болезней человека и животных | ||
Природные сообщества растений и животных | ||
Общий обзор организма человека. Индивидуальное развитие человека. Физиологическая целостность и саморегуляция организма | ||
Внутренняя среда организма. Кровь. Кровообращение и лимфообращение | ||
Строение и работа сердца. Тоны сердца | ||
Строение и функции головного и спинного мозга | ||
Нервная система. Высшая нервная деятельность человека | ||
Строение и работа органов дыхания. Гигиена дыхания | ||
Обмен веществ и энергии. Выделительная система | ||
Эндокринная система | ||
Опорно-двигательная и мышечная системы. Двигательная активность и утомление. Осанка. Плоскостопие | ||
Иммунная система человека | ||
Влияние никотина и алкоголя на организм подростка. Наркомания | ||
Гигиенические аспекты (основных органов, питания, труда и отдыха, жилья, одежды) | ||
Сенсорные системы. Поведение и психика | ||
Доврачебная и первая медицинская помощь | ||
Медицинские и фармацевтические профессии | ||
Биогенетические законы | ||
Биосфера и человек | ||
Происхождение, развитие и эволюция органического мира | ||
Происхождение человека. Антропогенез | ||
Систематика животных и растений | ||
Радиобиология. Действие ионизирующих излучений на всех уровнях организации жизни. Гигиенические результаты облучения | ||
Экологическая тропа. Путешествие по биоценозам | ||
Сохраним природу. Охрана вод, воздуха и почв. Заказники - охрана генофонда природы | ||
Учение академика Н.И. Вавилова | ||
Развитие эволюционной теории в додарвиновский период | ||
Жизнь и деятельность Ч. Дарвина | ||
Законы наследственности | ||
Микробиология | ||
Генетика и медицина | ||
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам | |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) | |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации | |
ПМК | "Уроки биологии" (КиМ) | |
Игровые компьютерные программы | по разделам курса | |
Материалы раздаточные | по правилам работы в кабинете биологии | |
инструкции к лабораторным и практическим работам | ||
опорные схемы к темам разделов ("Растения". "Животные", "Человек и его здоровье", "Общая биология") | ||
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников |
ФИЗИКА |
||
Портреты | знаменитых астрономов | |
Карта | движения планет | |
звездного неба демонстрационная | ||
звездного неба с системами горизонтальных координат | ||
Луны демонстрационная | ||
Меркурия, Венеры, Марса, Юпитера и Сатурна и их спутников | ||
звездного неба, подвижная, ученическая | ||
звездного неба с подсветом | ||
по курсу астрономии | ||
Модель | небесной сферы | |
движения Солнца через зодиакальные созвездия | ||
для демонстрации солнечных и лунных затмений (Теллурий) | ||
орбитальных ИСЗ | ||
планетной системы | ||
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам | |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля) | |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации. | |
Компьютерная мультимедийная энциклопедия по астрономии и астрофизическим исследованиям | ||
Подвижная карта звездного неба | ||
Игровые компьютерные программы | по основных разделам | |
Атлас звездный учебный | ||
Мультимедийные обучающие программы | для самообразования учеников | |
Материалы | для самотестирования |
ХИМИЯ |
|
Портреты | знаменитых химиков |
Таблицы | "Лабораторное оборудование и обращение с ним ” |
"Начала химии" | |
"Строение вещества. Химическая связь” | |
«Химические реакции» | |
«Химические свойства металлов» | |
"Неметаллы" | |
"Растворимость солей, кислот, оснований. Растворы. Электролитическая диссоциация" | |
Химические производства | |
«Высокомолекулярные вещества и полимерные материалы» | |
«Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева» | |
«Природные источники углеводородов, способы переработки и органический синтез» | |
Модель | набора атомов для составления моделей молекул со стержнями |
кристаллической решетки алмаза | |
кристаллической решетки графита | |
кристаллической решетки кухонной соли | |
молекулы метана | |
атомов элементов 1-го и 2-го периодов | |
кристаллической решетки железа | |
кристаллической решетки меди | |
кристаллической решетки оксида углерода | |
Аудиовизуальные | |
Роль химии в создании научной картины мира. Теории, законы, химические понятия | |
О великих ученых-химиках | |
Важнейшие работы М. В. Ломоносова в области химии | |
Д. И. Менделеев. Периодический закон и периодическая система химических элементов Менделеева | |
Из истории химии (период алхимии, элемент, атом, первоначальные химические понятия) | |
Химия в повседневной жизни (Что изучает химия; Химия и охрана природы; Экскурсия в аптеку) | |
Круговорот химических элементов в природе. Периодичность изменений свойств элементов в природе | |
Техника безопасности в кабинете химии (Правила охраны труда; приемы обращения с лабораторным оборудованием; работа с жидкими веществами; разделение смесей и очистка веществ) | |
Химические элементы и их свойства | |
Виды химических связей. Химические реакции и связи. Закономерности протекания химических реакций | |
Генетическая связь, строение и свойства неорганических веществ | |
Обобщение сведений о важнейших классах неорганических соединений | |
Металлы и неметаллы. Их прошлое, настоящее и будущее | |
Обобщение сведений о классификации и номенклатуре органических соединений. Изомерия. Изотопы | |
Генетическая связь, строение и свойства органических веществ | |
Перекрытие электронных облаков.Электронно-пространственное строение молекул (ацетилена, метана, этина, этена, алканов, алкенов, бензола) | |
Научные основы химических производств. Современное химическое производство. Искусственно полученные соединения. Химия полимеров | |
Переработка нефти и газа. Коксохимическое производство. Силикатное производство | |
Производство и применение кислот (серной, азотной) | |
Минеральные удобрения | |
Промышленные синтезы на основе углеводородного сырья | |
Вещества-невидимки | |
Органическая химия и элементы биоорганики. Химия и валеология | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т. ч. в форме тестового контроля). |
Репетитор. Химия | |
Репетитор по химии КиМ | |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |
“Открытая химия” | |
Медиатека КиМ. Химия | |
Уроки химии КиМ | |
Игровые компьютерные программы | по темам и разделам |
Программно-измерительный комплекс Химикус | “Многофункциональная измерительная система с комплектом датчиков” |
Материалы раздаточные | по правилам безопасной работы в кабинете химии |
по правилам обращения с химическим оборудованием и веществами | |
опорные схемы и инструкции для лабораторных и практических работ | |
Материалы раздаточные | к коллекции «Минералы и горные породы» |
«Металлы и неметаллы и их соединения» количеством вещества 0,1 моль | |
Мультимедийные образовательные программы | для самообразования учащихся |
Материалы раздаточные | для самотестирования |
|
ТРУДОВОЕ ОБУЧЕНИЕ |
|
Серия таблиц | "Техника безопасности при работе в школьных мастерских" | |
"Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда" | ||
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам | |
Мультимедийное средство обучения (мультимедийное электронное издание*) | ||
Виды электрических схем | ||
Виды соединений деталей | ||
Виды отделки поверхности детали | ||
Виды швов при работе с тканью | ||
Виды переплетений ниток в тканях | ||
Виды отделки изделий в массовом производстве | ||
Конструкция слесарных инструментов | ||
Конструкция столярных инструментов | ||
Механизированный слесарно-монтажный инструмент | ||
Монтаж электропроводки в квартире | ||
Механизмы передачи и преобразования движения | ||
Организация трудового обучения | ||
Основы технологии промышленного производства | ||
Обработка металлов резанием | ||
Отделка швейных изделий | ||
Правила безопасности и гигиены на уроках обслуживающего труда | ||
Работа с пищевыми продуктами | ||
Ремонтные работы в быту | ||
Современная текстильная промышленность | ||
Cepвиpoвкa стола | ||
Техника безопасности при работе в школьных мастерских | ||
Технология изготовления деталей в школьных мастерских (работа по дереву) | ||
Технология изготовления деталей в школьных мастерских (работа па металлу) | ||
Технология изготовления швейных изделий | ||
Электротехнические материалы | ||
Электротехнические работы | ||
Электронагревательные приборы и бытовые машины | ||
Электронагревательные приборы и бытовые машины | ||
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстративные материалы, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации | |
ЧЕРЧЕНИЕ |
|
Материалы по чертежному шрифту | |
"Чертежи в системе прямоугольных проекций" | |
"Аксонометрические проекции" | |
"Сечения и разрезы" | |
"Сборочные чертежи" | |
"Строительные чертежи" | |
Пособие | по чтению графических и чертежных изображений предметов |
для моделирования деталей и узлов машин | |
для моделирования наглядных изображений | |
для выполнения эскизов и технических рисунков | |
Карточки-задания | на простановку размеров на чертежах |
на построение проекций предмета | |
на построение наглядных изображений | |
Набор моделей | деталей и узлов машин |
типовых разъемных соединений | |
элементов для моделирования и сборки |
ДОПРИЗЫВНАЯ И МЕДИЦИНСКАЯ ПОДГОТОВКА | |
Плакаты | Защитные сооружения гражданской обороны. Средства индивидуальной защиты |
Способы и средства защиты от радиоактивных веществ | |
Первичные средства пожаротушения | |
Пожарная техника и оборудование | |
Системы автоматического пожаротушения и пожарной сигнализации | |
Пожарная безопасность | |
Планы эвакуации | |
Таблицы | Правила дорожного движения |
Оказание первой медицинской помощи | |
Гражданская оборона | |
Радиационная гигиена | |
Противопожарная безопасность | |
Видеоматериалы по тематике курса | |
Мультимедийные обучающие комплексы | по основным разделам |
Мультимедийные тренинговые и контролирующие программы | должны давать техническую возможность построения тестового контроля, а также систем текущего и окончательного контроля уровня подготовки учащихся |
Электронные библиотеки | включают комплекс информационно-справочных материалов (тематические базы данных, таблицы, схемы, иллюстрации, аудио- и видеоматериалы), объединенных единой системой навигации |