
Знамя юности. 29 августа 2014 г. № 35
ЭТО НЕ ПОНАРОШКУ
В детстве почти все мои одноклассники мечтали стать учителями. И когда играли в школу, быть учениками никто не хотел. Сегодня для тех, кто мечтает преподавать, в минской гимназии № 20 открываются профильные педагогические десятые классы.
Всего их четыре: два физико-математических и два филологических. Здесь все серьезно - больше математики, физики, русского языка и литературы. С середины сентября - установочная сессия. В январе и мае – по 2-3 дня лекций по профильным предметам, а затем тестирование. Получается настоящая университетская жизнь в миниатюре.
Поскольку это совместный проект гимназии и Белорусского государственного педагогического университета, то ребята смогут ходить на дополнительные занятия в БГПУ, чтобы слушать лекции, участвовать в тренингах, работать в лабораториях.
На самом деле 15 лет назад в гимназии, которая тогда была еще 176-й общеобразовательной школой, уже открывались подобные классы. Проработали они до самого закрытия профильных направлений (сейчас их вернули). Опыт был очень удачный: многие выпускники сегодня работают в системе образования, а 10 человек стали учителями в своей гимназии. Плюс ко всему знания ребята получали более глубокие.
- У нас всегда был высокий процент поступления в вузы благодаря педагогическим классам, - рассказывает директор гимназии Леонид Абрамов. - Мы даем ученикам возможность примериться к работе педагога: сначала через вожатские отряды, помогающие классным руководителям, через волонтерство в лагере «Зубренок». Если ребенок в итоге ощущает тягу к преподаванию, он поступает в педагогический класс. Общается с университетскими профессорами, вникает в работу вуза. И тогда еще раз может убедиться (или разубедиться) в правильности выбора. Ребята из педклассов будут поступать в БГПУ осознанно и не станут балластом. Мы не говорим ученику, что он обязан идти в педагогический вуз, но по опыту могу сказать, что многие именно его и выбирают.
Елена ТАЛАЛАЕВА
30 августа 2013 г.
Гимназисты узнали о службе не понаслышке
В Департаменте охраны наряду со своими непосредственными служебными обязанностями уделяют внимание нравственно-патриотическому воспитанию подростков. Например, учащиеся столичной гимназии № 20 уже второе лето подряд посещают Центр повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДО МВД. Там на протяжении девяти дней юноши проходят запланированные программой учебно-полевые сборы в рамках предмета «Допризывная и медицинская подготовка». Также парней знакомят с особенностями службы и подготовки милиционеров, приучают к здоровому образу жизни, хотя многие уже дружны со спортом.

Заручившись поддержкой начальника Департамента охраны полковника милиции Вадима Синявского, администрация гимназии согласовала с руководством центра повышения квалификации все вопросы по пребыванию детей, учебные планы и т. д. Еще одним немаловажным плюсом сборов явилось оздоровление школьников. Учебный центр находится за городом - здесь свежий воздух, к тому же четко соблюдается режим труда и отдыха.
По словам заместителя директора гимназии № 20 по воспитательной работе Екатерины Слижевской, в прошлом году, когда состоялся первый заезд, одиннадцатиклассники восприняли поездку заинтересованно и очень позитивно. Они до конца не осознавали, что их ждет не просто загородный оздоровительный лагерь, а увлекательное знакомство с милицейской службой, занятия в рамках допризывной подготовки.
В итоге эти ребята поделились впечатлениями с младшими гимназистами. И такая рекламная кампания, что называется, из первых уст, оказалась очень успешной. В этом году поехали не только юноши, окончившие десять классов, но и школьники из восьмых, девятых. В Горани попросились даже шестиклассники. Ими руководил сержант, служивший в роте почетного караула.
Правда, была ситуация, когда один ребенок переживал, что на момент готовившейся поездки он по состоянию здоровья не мог находиться со своими сверстниками в одном строю. К слову, по каждому парню подготовили медицинские справки, чтобы в учебном центре могли подобрать адекватные физические нагрузки.
Кроме того, отметила педагог-организатор Надежда Воронько, беседуя с руководителем Департамента охраны и начальником центра о предстоящем сотрудничестве, обсудили и такой немаловажный вектор совместной работы, как профессиональную ориентацию учащихся.
По словам классного руководителя 11 «А» Анны Яковенко, от родителей было много вопросов, особенно от мам. Их интересовали прежде всего питание детей, условия проживания, физические нагрузки. Но никакого негатива к сборам не было. Да и от самих ребят по этому поводу исходил только позитив. Например, после поездки в социальных сетях они благодарили за незабываемые девять дней, выкладывали общие фотографии.
Директор минской гимназии № 20 Леонид АБРАМОВ:
- Мы очень благодарны начальнику Департамента охраны МВД полковнику милиции Вадиму Синявскому, начальнику Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДО полковнику милиции Виталию Дмитриеву за сотрудничество, поддержку и понимание важности воспитания и профориентации подрастающего поколения. Спасибо и офицерам, курсантам учебного центра охраны, занимавшимся с нашими гимназистами.
Приведу интересный положительный пример. Один из наших учеников воспитывается бабушкой и окружен заботой. После поездки в Горани дома он продолжил вести тот распорядок дня и образ жизни, который ему предложили во время прохождения учебно-полевых сборов. Так, проснувшись рано утром и заглянув в комнату внука, бабушка не застала его в постели и пришла в ужас - ребенок пропал! Тем временем парень усердно занимался на спортплощадке. И это не единственный хороший пример результатов проделанной работы по нравственно-патриотическому воспитанию подростков.
Что же касается сотрудничества с учебным центром Департамента охраны, то намереваемся расширить и укрепить плодотворное взаимодействие. Для этого хотим составить и согласовать годовой план мероприятий. Надеемся, что его удастся реализовать.
Первый заместитель начальника Центра повышения квалификации руководящих работников и специалистов ДО - начальник учебного отдела подполковник милиции Андрей ИЛЬИН:
- Помощь учащимся средних школ в прохождении курса допризывной подготовки для нас уже стала доброй традицией. Ребята осваивают азы строевой подготовки, правила оказания первой медицинской помощи, знакомятся с оружием и спецсредствами службы охраны, учатся собирать-разбирать оружие. В этом гимназистам помогали наши сотрудники, среди которых хотелось бы особенно отметить преподавателя огневой подготовки подполковника милиции Андрея Соболева и начальника здравпункта Святослава Малиновского. Также непосредственное участие в обучении принимали наиболее подготовленные курсанты, прошедшие срочную службу во внутренних войсках МВД.
Всё время нахождения в центре ребятам приходилось строго соблюдать распорядок - от подъема и до отбоя. На мой взгляд, это очень дисциплинирует и способствует формированию у подрастающих защитников таких необходимых качеств, как ответственность и организованность.
В рамках проведения подобных мероприятий мы не только готовим ребят к срочной службе в армии, но и осуществляем профилактику противоправного поведения подростков, занимаемся и профессиональной ориентацией. Некоторые из них, возможно, в дальнейшем пополнят наши ряды. Поэтому сотрудничать с учреждениями образования в данном направлении планируем и в будущем.
Иван КРАВЦОВ, 11 «А» класс:
- Предложение пройти сборы в учебном центре охраны воспринял с энтузиазмом, самому очень хотелось попробовать, узнать, каково это вообще - вдруг в будущем мне доведется связать жизнь с Вооруженными Силами или органами правопорядка. Поэтому для меня это был незаменимый опыт. Ехал с интересом и оптимистическим настроем. Папа был очень даже не против моей поездки, а мама, как, наверное, и все мамы, волновалась.
До этого не сталкивался по каким-либо причинам с милицией, но и стереотипов по этому поводу у меня нет. Поначалу мы с ребятами не знали ни офицеров, ни сержантов, ни рядовых, которые с нами занимались, - было непривычно обращаться по уставу. Не хочу сказать, что было очень строго, но нам стремились показать, как должно проходить общение в воинском коллективе. Когда же раззнакомились, общаться стало намного проще, чувствовали себя очень даже комфортно.
С дисциплиной у нас тоже было всё в порядке. Да и как могло быть иначе в таком месте и под таким руководством. Например, наш сержант - обладатель Крапового берета. Мы смотрели видеофильм о квалификационных испытаниях военнослужащих на право ношения Крапового берета. Впечатлило!
Нас познакомили с материально-технической базой учебного центра. Один спортзал какой! Большой, с тренажерами. Очень понравился стадион с замечательным покрытием для бега и искусственной травой для игры в футбол. Приглянулась и огромная полоса препятствий, правда, она пока не для нас.
Подъем примерно в шесть часов утра. Затем шли на зарядку на свежем воздухе - разминались, приседали, отжимались, бегали. Потом возвращались в кубрик (жили по четыре человека), готовились к завтраку. Направляясь в столовую, заодно тренировались - шли строевым шагом. К слову, кормили нас замечательно.
Позже начиналась строевая подготовка. Вначале у нас ничего не получалось, а ближе к отъезду сержанты, шутя и подбадривая нас, даже говорили, что маршируем лучше курсантов. После отдыхали перед обедом. Затем шли на физическую подготовку. Бегали, подтягивались, отжимались, играли в футбол, волейбол. Вместе с нами играли и выполняли упражнения сержанты. Они же помогали нам: показывали движения на занятиях по рукопашному бою, где мы отрабатывали приемы.
Перед ужином - небольшой отдых, затем - свободное время. Иногда тренировались в скорости одевания - на зарядку не всегда успевали уложиться в норматив. Иногда отрабатывали подъем, сборы и готовность выдвигаться - наподобие школьных эвакуаций в случае чрезвычайных ситуаций.
Уделялось внимание и подготовке в рамках нашего предмета «Допризывная и медицинская подготовка». С нами ездил учитель Владимир Курышев. Сдавали метание гранат, рыли окопы. Нас водили в электронный интерактивный тир. Для стрелков-новичков многие справлялись неплохо. Также разбирали-собирали оружие. Нам рассказали всё от и до, показали на практике, потому было нетрудно.
В свободное время мы могли читать художественную литературу по школьной программе, но в основном по собственному желанию шли на стадион. Набирали примерно равные составы команд и играли в футбол, волейбол. Порой присоединялись и сержанты. Некоторые наши ребята могли составить достойную конкуренцию на турнике, брусьях.
Нам по-настоящему понравилось в учебном центре. Некоторые если не твердо решили, то по крайней мере задумались о возможности стать в будущем сотрудниками милиции. Многие, наверное, еще бы остались в центре, приехали во второй раз. Было действительно интересно.
Андрей ГАВРОН.
"Настаўніцкая газета" 11 верасня 2012 года
Для многіх студэнтаў старшых курсаў новы навучальны год пачынаецца з практыкі на базавых прадпрыемствах і ў арганізацыях. Сталічная гімназія № 20 ужо пазнаёмілася са сваімі практыкантамі — студэнтамі матэматычнага факультэта БДПУ імя Максіма Танка, будучымі выкладчыкамі інфарматыкі. У хуткім часе тут чакаюць і фізікаў.
Гімназія № 20 даўно і плённа супрацоўнічае з педагагічным універсітэтам у плане падрыхтоўкі спецыялістаў. Тут ёсць адпаведны вопыт і кадры, таму студэнты, якія прыходзяць у гімназію на практыку з вельмі вялікай праграмай амаль на цэлую чвэрць, паспяваюць набыць добрыя практычныя веды і, што важна, адчуць сябе сапраўднымі настаўнікамі.
Ідэя поўнага пагружэння
Як паведаміла намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце гімназіі № 20 Наталля Барысаўна Ніскаўскіх, зараз тут праходзяць практыку шэсць студэнтаў 4 курса педагагічнага ўніверсітэта. Студэнтам малодшых курсаў звычайна прапаноўваецца працаваць з меншымі дзецьмі, а чацвёртакурснікам даверылі працаваць з васьмікласнікамі.
— Нашы дзеці ўжо прывыклі, што да іх прыходзяць практыканты, і паводзяць сябе на іх уроках гэтак жа сур’ёзна, як у сваіх настаўнікаў, — расказвае Наталля Барысаўна. — І мы настройваем дзяцей адпаведным чынам. Мы ні ў якім выпадку не гаворым, што хтосьці прыйдзе і будзе на іх вучыцца, а кажам: “Да вас прыйдзе настаўнік”. Мы сапраўды ставімся да студэнтаў як да сваіх калег.
Практыка доўжыцца амаль усю чвэрць, таму студэнты могуць вельмі многаму навучыцца. За гэты час яны наведаюць і абмяркуюць дзясяткі самых розных урокаў, пазнаёмяцца з работай класнага кіраўніка, навучацца разбірацца ў школьнай дакументацыі.
— Ужо ў першы дзень знаёмства з гімназіяй студэнты пабывалі на ўроках інфарматыкі, — гаворыць кіраўнік практыкі Марыя Васільеўна Халімончык, — прычым яны зрабілі, на мой погляд, вельмі граматна: раздзяліліся на дзве групы і пайшлі на ўрок да розных настаўнікаў, а на наступным уроку памяняліся месцамі. Гэта дазволіла ім паназіраць, як розныя настаўнікі выкладаюць адну і тую ж тэму ў розных класах адной паралелі.
Фармальна кожны студэнт замацаваны за пэўным класам. Але паколькі інфарматыка выкладаецца толькі адзін раз у тыдзень, практыкантам рэкамендавана наведваць урокі па інфарматыцы ў іншых класах, а таксама ўрокі па другіх прадметах. Такі падыход, безумоўна, прынясе студэнтам карысць у плане назапашвання педагагічнага вопыту.
— Згодна з праграмай практыкі, студэнты і самі дадуць 6—8 адкрытых урокаў, — гаворыць Наталля Барысаўна, — і абавязкова будзе праходзіць разбор і падрабязны аналіз кожнага ўрока. Акрамя таго, студэнты будуць вучыцца рабіць самааналіз урока — гэта тое, што зараз мы патрабуем ад кожнага настаўніка. Калі чалавек сам прамаўляе, чаго ён хацеў дасягнуць, што ў яго атрымалася і што не атрымалася, то наступны ўрок пройдзе лепш.
Як мы ўжо казалі, кожны студэнт замацаваны за пэўным класам і, такім чынам, праходзіць яшчэ і практыку класнага кіраўніка: цесна ўзаемадзейнічае з класным, вывучае дзяцей, складае іх псіхалагічныя характарыстыкі, вучыцца ўзаемнічаць з бацькамі.
— Многія падводныя камяні нашай прафесіі аказваюцца бачнымі толькі ў працэсе работы, — прызнае Наталля Барысаўна, — таму мы стараемся, каб студэнты як мага больш працавалі з дзецьмі. І ўсім ім у час практыкі давядзецца падрыхтаваць і правесці пазакласнае мерапрыемства, прычым непасрэдна звязанае з прадметам выкладання — інфарматыкай. Такая ідэя поўнага пагружэння ў педагагічную работу апраўдвае сябе, бо многія студэнты пачынаюць рэальна ўсведамляць, для чаго яны вучацца і што іх чакае ў будучыні.
Калі ёсць жаданне працаваць і расці ў сваёй прафесіі
Увогуле, у гімназіі № 20 вельмі прыязна ставяцца да моладзі і не баяцца даручаць маладым адказную работу. Напрыклад, з першага верасня сюды прыйшла працаваць студэнтка 4 курса педагагічнага ўніверсітэта Марыя Аляксандраўна Чак. Яна будзе выкладаць фізіку ў чатырох 8-х класах (з шасці).
— Мы цесна супрацоўнічаем з БДПУ імя Максіма Танка, і ў прыватнасці з фізічным факультэтам, — расказвае Наталля Барысаўна. — Таму калі мы зразумелі, што нашы настаўнікі дастаткова загружаны, а на 8 вучэбных гадзін, якія застаюцца, сталага выкладчыка знайсці складана, то адразу звярнуліся на фізфак. Нам парэкамендавалі Марыю Чак, і мы яе запрасілі ў калектыў. Адметна, што ўжо ў першы дзень яе працы мы пачулі шмат станоўчых водгукаў і ад дзяцей, і ад самой маладой настаўніцы. Нас парадавала, што да канца дня яна была цалкам адаптавана да працы, з чаго мы зрабілі выснову: у яе ўсё атрымаецца. Бачна, што гэта вельмі актыўны чалавек, які хоча працаваць і расці ў сваёй прафесіі, і мы думаем, што пасля заканчэння ўніверсітэта яна можа размеркавацца да нас.
Марыя Чак мінчанка, жыве недалёка ад гімназіі. Яна расказвае, што калі ў дэканаце ёй прапанавалі работу, то доўга не раздумвала: даўно хацела працаваць у школе. Марыя — чалавек адказны, з’яўляецца старастай групы, добра вучыцца, атрымлівае стыпендыю. Зараз ёй даводзіцца сумяшчаць працу з вучобай (працуе два дні на тыдзень), але ва ўніверсітэце пайшлі дзяўчыне насустрач і склалі для яе індывідуальны графік: так яна мае магчымасць адпрацаваць прапушчаныя заняткі.
— Натуральна, мы папрасілі нашых настаўнікаў дапамагчы студэнтцы разабрацца ў вучэбных планах і праграмах, навучыць яе весці школьную дакументацыю, запаўняць журнал, — гаворыць Наталля Барысаўна. — Мы ж ведаем, што гэтыя моманты ва ўніверсітэцкай падрыхтоўцы выпадаюць. Студэнтаў добра вучаць тэорыі, практыцы, методыцы выкладання, псіхалогіі, але што тычыцца штодзённай руціннай працы, то гэтаму даводзіцца вучыць непасрэдна ў школе. Для студэнткі праца ў гімназіі будзе вельмі карыснай. Па-першае, яна набывае каштоўны прафесійны вопыт, а па-другое, яна ўжо фактычна мае першае працоўнае месца, а гэта значыць, што яшчэ да заканчэння ВНУ яна будзе мець дакладнае ўяўленне пра будучую працу і прыйдзе ў школу не так, як многія маладыя спецыялісты (зачараваныя ўсім і ўся), а педагогам, які ўсё ведае і ўсё ўмее. І, акрамя таго, да моманту заканчэння ўніверсітэта ў яе будзе два гады працоўнага стажу, што дазволіць ёй хутка прайсці атэстацыю і атрымаць прафесійную катэгорыю, а гэта, безумоўна, станоўча адаб’ецца на зарплаце.
Такім чынам, у студэнтаў, якія хочуць стаць прафесіяналамі і думаюць пра будучыню, ёсць розныя варыянты для набыцця практычнага вопыту. І тое, з якім настроем прыйдуць выпускнікі ў школу праз год — два, наўпрост залежыць ад таго, наколькі эфектыўнымі былі іх студэнцкія практыкі.
Намеснік дырэктара па вучэбнай рабоце гімназіі № 20 Наталля Барысаўна Ніскаўскіх рада сустрэчы са сваёй былой вучаніцай, а цяпер студэнткай педагагічнага ўніверсітэта Аленай Маргачовай. Дзяўчына скончыла гімназію сем гадоў назад (тады гэта была яшчэ 176-я школа), паступіла ва ўніверсітэт, выйшла замуж, нарадзіла дзіця, была ў акадэмічным адпачынку — і вось пасля такога доўгага перапынку зноў апынулася ў родных сценах. Ужо ў якасці практыканткі.
“Мяне не пакідае адчуванне дэжавю, — прызнаецца Алена. — У школе многае змянілася за той час, калі яна стала гімназіяй, але тут па-ранейшаму працуюць мае настаўнікі, і яны памятаюць мяне. Гэта вельмі прыемна. Я была б рада пасля заканчэння ўніверсітэта прыйсці сюды настаўніцай”.
Настаўніца інфарматыкі гімназіі № 20 Марыя Васільеўна Халімончык любіць працавацьса студэнтамі-практыкантамі.Яна таксама былая вучаніца Н.Б.Ніскаўскіх і выпускніца ўстановы, дзе цяпер працуе. У свой час сама была тут на практыцы і памятае, як ёй дапамагалі вопытныя настаўнікі, а таму да цяперашніх студэнтаў ставіцца з разуменнем.
“На нашай першай сустрэчы я сказала студэнтам, каб яны не баяліся, — гаворыць Марыя Васільеўна. — Так, валоданне класам — гэта майстэрства, якое прыходзіць з практыкай, але і студэнты могуць эфектыўна працаваць з дзецьмі. Для гэтага трэба дакладна ведаць, што яны павінны рабіць кожную хвіліну ўрока”.
Студэнтка 4 курса педагагічнага ўніверсітэта Марыя Аляксандраўна Чак ужо настаўніца. З пачатку верасня яна выкладае фізіку ў гімназіі № 20. Першыя ўражанні маладой настаўніцы вельмі добрыя.
“Калі мяне бралі на працу, то сказалі, што я заўсёды магу звярнуцца да любога педагога гімназіі, — гаворыць Марыя. — І мне прыемна, што ўсе, да каго я звяртаюся, шчыра імкнуцца дапамагчы. Сталая праца ў гімназіі — гэта значна больш адказна, чым проста практыка. Бо адна справа — падрыхтаваць і правесці некалькі ўрокаў, і зусім іншая — адпрацаваць усе тэмы да канца”.
Галіна СІДАРОВІЧ