Использование информационно-коммуникационных технологий и электронных средств обучения
Варианты проведения урока с ИКТ-поддержкой
Учебное занятие с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа).
Место проведения: учебный класс.
На таком уроке в классе используется один компьютер, которым пользуется учитель в качестве «электронной доски». С этой целью в учреждении общего среднего образования, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать учебное занятие с компьютерной поддержкой по любому учебному предмету в любое время.
В качестве программного обеспечения такого учебного занятия целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащие большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам.
Учебное занятие с компьютерной поддержкой.
Место проведения:
– компьютерный класс;
– учебный класс, в котором постоянно находятся 2-3 компьютера (учащиеся работают за компьютерами группами или по очереди).
На таких учебных занятиях учащиеся работают с учебным пособием (текстовым материалом, рисунками), а также выполняют практические задания, упражнения тренировочного и контролирующего характера. При такой организации учебного занятия у педагога появляется возможность провести анализ уровня знаний учащихся и дать им объективную оценку, а также выявить пробелы в знаниях.
К данному виду учебного занятия можно отнести:
– учебные занятия компьютерного тестирования (предполагают индивидуальную работу за компьютером);
– учебные занятия тренинга или конструирования (учащиеся работают за компьютером индивидуально или в группе).
На таких учебных занятиях, как правило, используется компьютерная среда, позволяющая решать определенный тип задач. Например, на уроках математики это может быть тренажер для решения задач определенного типа или среда для осуществления моделирования геометрических задач.
Учебное занятие, интегрированное с информатикой.
Рекомендуется интегрированные учебные занятия проводить в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. На таких учебных занятиях целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать выводы. Такоеучебное занятие рекомендуется проводить учителю-предметнику и учителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели.
Традиционное учебное занятие с использованием Интернет-ресурсов.
На таком учебном занятии рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения как различные электронные учебные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет-ресурсы.
Нетрадиционные формы учебных занятий.
Мультимедийная лекция, виртуальная лаборатория, виртуальная экскурсия и др. Подобная организация образовательного процесса предполагает включение всего класса в работу с ИКТ, использование дифференцированных и индивидуализированных форм работы.
Основные этапы учебного занятия с использованием ИКТ
Этап подготовки к учебному занятию:
– анализ электронных информационных ресурсов,
– отбор необходимого материала по теме,
– структурирование и оформление собранного материала на электронных или бумажных носителях.
Учителю следует продумать, как организовать процесс общения учеников с компьютером, сопоставить функции компьютерных средств и действия ученика, способы подачи учебного материала, представленного в электронном издании по учебному предмету. Особое внимание на таком учебном занятии необходимо уделить формулировке вопросов и заданий, выполняя которые учащиеся будут обращаться к ЭСО.
Этап проведения учебного занятия:
– учитель проводит беседу, в процессе которой может вводить новые понятия, определять готовность учащихся к самостоятельной работе с ЭСО; при необходимости учитель демонстрирует специфику работы с программными продуктами. Учащимся назначаются индивидуальные задания;
– учащиеся начинают синхронное вхождение в работу с ЭСО под руководством учителя, после чего приступают к самостоятельной работе; на данном этапе учитель становится наставником, организатором процесса исследования, поиска, переработки информации, консультантом;
– работа учащихся с различным дидактическим материалом (без компьютера); можно предложить учащимся проблемную ситуацию или задачу, решение которых поможет достижению целей учебного занятия.
Примечание. В зависимости от конкретного учебного занятия этапы могут быть ранжированы иначе. Например, на втором этапе может быть предложена система упражнений, обеспечивающая подготовку учащихся к работе с ЭСО, сама работа с электронным ресурсом станет кульминацией учебного занятия.
Подведение итогов учебного занятия.
Использование ИКТ во внеурочной деятельности
Опыт работы показывает, что использование ИКТ во внеурочной деятельности обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашние задания, заниматься проектной деятельностью, самостоятельной подготовкой к экзаменам, самообразованием, получать дополнительное образование посредством дистанционного обучения.
При организации самостоятельной деятельности учащихся с ИКТ во внеурочное время необходимо обеспечить им доступ к соответствующим ресурсам.
Одними из условий эффективного внедрения средств ИКТ в образовательный процесс являются анализ и самоанализ учебного занятия с использованием ЭСО, которые могут осуществляться педагогами по следующим показателям:
– обоснованность и целесообразность использования ЭСО;
– организация работы класса в целом и каждого учащегося с материалами, предъявляемыми ЭСО;
– деятельность учителя во время работы учащихся с материалами, предъявляемыми ЭСО;
– деятельность учащихся во время демонстрации материалов с помощью ЭСО;
– деятельность учителя после окончания работы учащихся с материалами ЭСО;
– организация работы класса и каждого учащегося по закреплению знаний, полученных с помощью ЭСО;
– соблюдение санитарно-гигиенических норм работы с ЭСО.
Гигиенические требования к организации образовательного процесса
Образовательный процесс в учреждениях образования должен обеспечивать сохранение здоровья учеников, поддерживать их работоспособность на протяжении учебного дня, недели, учебного года, необходимую двигательную активность.
При организации образовательного процесса с использованием ЭСО необходимо руководствоваться следующими нормативными документами:
- Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы»;
- Постановление Министерства здравоохранения от 30.05.2006 № 70 «О внесении изменений и дополнений в Санитарные правила и нормы 9-131 РБ 2000 «Гигиенические требования к видеодисплейным терминалам, электронно-вычислительным машинам и организации работы».
При проведении занятий в компьютерных классах обязательно чередование теоретической и практической работы с персональным компьютером (ПК) и видеодисплейным терминалом (ВДТ) на протяжении урока. Продолжительность учебных занятий с использованием ПК и ВДТ зависит от возраста учащихся, технических данных ПК и ВДТ, характера и сложности выполняемой работы.
В соответствии с последними рекомендациями длительность работы с компьютером не должна превышать:
на развивающих игровых занятиях:
– для детей 6 лет – 10 минут;
– для учащихся начальной школы – 15 минут;
– для учащихся V–VII классов, имеющих навыки работы с ПК, – 20 минут;
на учебных занятиях по основам информатики и вычислительной техники:
– для учащихся VIII (IX) классов – 25 минут;
– для учащихся IX (X) классов – 40 минут;
– для учащихся X–XI классов применение ПК допускается не более чем на одном сдвоенном учебном занятии в день: 30 минут на первом уроке и 30 минут на втором учебном занятии с интервалом в работе на ПК не менее 20 минут, включая перемену, объяснение учебного материала, опрос учащихся и т.п.
Для предупреждения развития переутомления при работе с ПК и ВДТ необходимо осуществлять комплекс профилактических мероприятий:
– делать перерывы длительностью не менее 10 минут после каждого академического часа учебных занятий независимо от учебного процесса;
– устраивать во время перерывов сквозное проветривание компьютерного класса с обязательным выходом учащихся из него;
– подключать таймер к ПК или централизованно отключать отображение информации на дисплеях с целью обеспечения нормируемого времени работы на ПК;
– выполнять упражнения для глаз через каждые 20–25 минут работы с использованием ПК или ВДТ; при появлении зрительного дискомфорта, выражающегося в быстром развитии усталости глаз, рези, мелькании точек перед глазами и т.п., упражнения для глаз выполняются индивидуально, самостоятельно и раньше указанного времени;
– для снятия статического напряжения в течение 1–2 минут проводить физкультурные минутки целенаправленного назначения индивидуально или организованно при появлении начальных признаков утомления;
– для снятия общего утомления, улучшения функционального состояния нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной систем, а также мышц плечевого пояса, рук, спины, шеи и ног проводить физкультпаузы во время перерывов в течение 3–4 минут.
Занятия в кружках с использованием ПК должны проводиться не чаще 2 раз в неделю.
Продолжительность непосредственной работы на ПК не должна превышать:
в I–IV классах:
– на игровых занятиях в заданном темпе – 10 минут;
– на смешанных занятиях с отвлечениями от работы с компьютером, в свободном режиме – 30 минут;
в V (VI) классах:
– на игровых занятиях в заданном темпе – 30 минут,
– на смешанных занятиях – 60 минут.
Обязательны соблюдение режима работы на ПК и проведение профилактических мероприятий.
Недопустимо использование времени всего занятия для проведения компьютерных игр с навязанным ритмом. Разрешается их проводить в конце занятия длительностью до 10 минут для учащихся II–V классов и 15 минут для учащихся VI–XI классов. Кружковые и факультативные занятия с использованием ПК следует проводить не ранее чем через час после окончания учебных занятий. Это время следует использовать для отдыха и приема пищи.